Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Нормативно-правовая основа введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

1b

Нормативно-правовая основа введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Международные документы, признанные РФ.


  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  • Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г. 
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. 
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др. 

Международные документы, участником которых является РФ.

Конвенция о правах ребенка (ст. 5).
  • Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка 
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст. 13).
  • Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями 
Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»):
  • Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям

Законодательство РФ.

Конституция РФ

Статья 13, части 1-2.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

Статья 14.
1. Российская Федерация - светское государство.
2. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статьи 17, 19.
17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
19.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3. общедоступность образования…;
4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5. свобода и плюрализм в образовании;
6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учрежден.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования… должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства
2. Содержание образования должно обеспечивать:
  •  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  •  формирование духовно-нравственной личности;
… 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 5. Религиозное образование.
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы

Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

«… 1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:
1.1.Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии… осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебнометодические пособия… должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации...
1.4. Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации… не пользуются правами, предоставленными п.4 ст.5 указанного Федерального закона».